В литературе есть немало примеров, когда дебютная книга для писателя становилась последней. Но есть и счастливчики, которым яркий старт приносит горящую путёвку на самые вершины литературного Олимпа. Сегодня мы для вас подготовили подборку первых произведений всемирно известных авторов, некоторые из которых принесли своим создателям мгновенную славу.
Фёдор Достоевский «Бедные люди» (1846)
Начнём нашу подборку фундаментально – с одного из столпов русской литературы – Фёдора Достоевского и его дебютного романа «Бедные люди». Это произведение сразу же заявило о себе как об одном из самых значимых и ярких дебютов в истории русской литературы. Именно в связи с этой книгой Николай Некрасов воскликнул своё фирменное: «Новый Гоголь явился!», передавая рукопись Виссариону Белинскому. Главный герой, Макар Девушкин, воплощает сложное сочетание стыда и достоинства – образ, который станет ключевым в последующих произведениях писателя. В «Бедных людях» уже проявляется оттенок болезненного сочувствия к «униженным и оскорблённым», к глубинам человеческой души, который станет визитной карточкой Достоевского. Белинский сразу признал в молодом авторе настоящий талант, и его предчувствие оказалось верным: с этим романом начался путь одного из самых глубоких психологов мировой литературы.
Эрнест Хемингуэй «И восходит солнце» («Фиеста») (1926)
Если вы, внимательный читатель, откроете библиографию Хемингуэя, то обнаружите, что у главного романиста XX века два дебюта – «Вешние воды» и «И восходит солнце» («Фиеста») – оба вышли в 1926 году. Первый стал «дебютом» по решению издателей и состоит из ранних рассказов. А вот самый что ни на есть дебютный дебют – это, конечно же, «И восходит солнце» («Фиеста»). Роман был написан во время работы Хемингуэя репортером в Париже под пристальным вниманием его друга, другого классика – Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Последний активно давал советы, которые Хемингуэй принимал, а затем на этой почве два классика взаимно обиделись друг на друга. «И восходит солнце» — это роман о «потерянном поколении» — молодых людях, искалеченных Первой мировой войной. Они пытаются заглушить душевную пустоту вином, любовью и корридой в Париже и Памплоне, но боль и неспособность к настоящему чувству преследуют их неотступно.
Иван Тургенев «Андрей Колосов» (1844)
Повесть была написана в 1844 году – так датировал её сам Тургенев во всех изданиях. Никаких более точных сведений о времени и обстоятельствах создания своего дебюта в переписке Тургенева и в других источниках не сохранилось. Эта повесть Тургенева – своего рода «первая репетиция» к будущим «Запискам охотника». Тургенев берёт тему, которая станет для него центральной: исследование «лишнего человека», его рефлексии и неспособности к действию. История любви циничного Колосова – это попытка разгадать загадку искренности. Дебют ещё ученический, будущему мастодонту русской литературы всего 26 лет, но в нём уже проступает тургеневская лиричность и тонкий психологизм. Первый, но уверенный шаг будущего певца дворянских гнёзд.
Харуки Мураками «Слушай песню ветра» (1979)
Существует легенда, что свой маленький, почти невесомый дебютный роман Мураками написал, сидя за кухонным столом после похода на одно из спортивных мероприятий. И уже с самого старта литературной карьеры мы встречаем отличительные маркеры самого популярного современного японского писателя: безымянный рассказчик, кот, джаз и лёгкая меланхолия, бродящая по городским улицам словно дух какого-нибудь синтоистского божества. Уже есть и странные сны, и потерянные девушки, и разговоры ни о чём, которые значат всё. Это не громкий дебют, а скорее тихий шепот, который, однако, нашёл отклик у первых читателей. Эта книга – первая волна «муракамимании», захлестнувшей весь мир.
Антон Чехов «Безотцовщина» (1878)
Чехов был бы не Чехов, если бы его дебют не был связан с каким-нибудь подвохом. Первое произведение классика мировой литературы было найдено и опубликовано через 19 лет после его смерти. Это абсолютно гигантская по всем меркам пьеса. Многословно, подражательно, но сквозь пресловутый юношеский максимализм пробивается острый чеховский язык. Пьеса о хаотичной жизни русской усадьбы, где переплетаются любовные интриги, финансовые аферы и конфликты «отцов и детей». В центре всего этого – учитель Платонов, чьи романы с несколькими женщинами приводят к трагической развязке, обнажая всеобщее нравственное опустошение.
Виктор Гюго «Ган Исландец» (1823)
Кто бы вы думали был пионером модных скандинавских триллеров, так популярных в 2010-е? Виктор Гюго! Автор «Собора Парижской Богоматери» и «Отверженных» начал свой путь на литературном поприще с неистового готического триллера. В качестве места действия романа Гюго избрал Северную Норвегию – идеальный подходящий литературный фон для кровавого великана-разбойника, заговоров и погони. Этот дебют – яркое заявление о приходе будущего титана романтизма, который только учится управлять своей исполинской силой.
Михаил Булгаков «Необыкновенные приключения доктора» (1922)
В одном из первых опубликованных Булгаковым рассказов уже прослеживается его умение играть с подачей текста: повествование ведётся в форме случайно попавших в руки издателю разрозненных записок некого врача. Уже здесь возникает фигура интеллигентного доктора, брошенного в водоворот Гражданской войны – прообраз будущего булгаковского героя. Сквозь хаос и абсурд проступают фирменные сатира, ирония и трагикомическая интонация. Конечно же, здесь нет масштабности «Белой гвардии» или «Мастера и Маргариты», но уже понятно, насколько автору интересно исследовать темы противостояния личности и истории, чести и хаоса.
Стивен Кинг «Кэрри» (1974)
Дебютный роман «короля ужаса» уже буквально висел в воздухе над мусорной корзиной, если бы не жена Кинга, Табита, которая остановила супруга от совершения этой явно необдуманной ошибки. Роман стал бомбой. Под пеленой, лежащей на поверхности истории о девушке со сверхъестественными способностями, скрывалась актуальная и болезненная метафора подростковой жестокости и социального отчуждения. Дебют Кинга сразу показал его главный талант: помещать сверхъестественное в самую обыденную реальность, заставляя читателя верить в невероятное.
Александр Солженицын «Один день Ивана Денисовича» (1962)
Если и были в нашей стране литературные произведения, менявшие ход истории, так одно из них, это, конечно же, дебютный рассказ Александра Солженицына. Получив одобрение на самом верху, публикация в журнале «Новый мир» была подобна чуду. Занавес молчания о ГУЛАГе был в одночасье сорван. Солженицын не кричит, а с потрясающей детализацией, монотонно и методично описывает один день из жизни зэка. В этой простоте – страшная правда, которая перевернула сознание миллионов. С этого произведения начался путь не просто писателя, а совести всего народа.
Агата Кристи «Загадочное происшествие в Стайлзе» (1920)
Первый детективный роман в своей жизни Агата Кристи, как известно, написала на спор со своей старшей сестрой. Старшая не верила в силы младшей. Спор Агата не только выиграла, доказав, что смогла создать историю не хуже похождений Шерлока Холмса, но и, можно сказать, зацементировала свою победу, оставив неизгладимый след в литературе в виде масштабного наследия из 66 романов, 16 пьес и 19 сборников рассказов. В имении «Стайлз» отравлена богатая Эмили Инглторп. Её молодой муж Альфред – главный подозреваемый. Капитан Гастингс просит помощи у соседа, экс-полицейского Эркюля Пуаро. Убийство раскрывается благодаря ставшим классикой «маленьким серым клеточкам» неподражаемого детектива. Кристи уже демонстрирует свой фирменный почерк: изящный пазл из улик, блестящей мистификации и, конечно, остроумия. Идеальный дебют, с которого вот уже более ста лет начинается любовь читателей к детективу.
Лев Толстой «Детство» (1852)
Первая литературная работа молодого графа, опубликованная в «Современнике» Некрасова, так же, как и дебют Достоевского, была встречена с восторженными овациями. Эта повесть стала началом трилогии и положила основу жанру «художественной автобиографии» в русской литературе. Уже здесь проявляется уникальный толстовский приём – «диалектика души». Ярко передан внутренний мир ребёнка с его радостями, стыдом и первыми потерями. Несмотря на автобиографическую основу, «Детство» остаётся именно литературным произведением, а не простой хроникой воспоминаний. Это не просто рассказ о прошлом, а открытие целого мира детского сознания, сделанное великим мастером на заре творческого пути.
Руслан Хисамутдинов для Культура-Урала.РФ